суббота, 3 августа 2013 г.

Танец дервишей

Что меня поразило больше всего в поездке в Стамбул, так это такнец дервишей, который мне довелось увидеть. Такое магическое сочетание музыки и движения я не видела ни разу.



Дервиши – странствующие монахи-суфии - приходят со своими музыкантами:



Начинается тихая, приятная, завораживающая музыка.




Дервиши состоят в разных орденах. В Турции, особенно среди высших классов, наибольшим уважением пользуются дервиши ордена Мевлеви благодаря их поэтической мистике. Именно Мевлеви являются танцующими дервишами. Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистиечскую группу, члены которой являются последователями великого поэта Мевляны, или Джалаладдина Руми. Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья.

В отличие от многих мистиков, Руми считал обязательным для каждого суфия исполнение религиозных предписаний. В то же время он придавал исключительное значение слушанию музыки и пения, а также танцам во время коллективных радений. Руми считал, что земная музыка есть отражение музыки небесных сфер, выражающей изначальный трепет творения. Священный танец дервишей, носящий характер настоящего богослужения, олицетворяет головокружительный хоровод планет, наполняющий космос торжествующей радостью.

Потом в темных плащах выходят сами дервиши и сидят так сосредоточенно минут пять:




Танец играет значительную роль и во время коллективных радений суфийского братства Маулавийа, основателем которого был Руми. После смерти Руми в 1273 году этот суфийский орден постепенно распространился по всей Оттоманской империи, а в некоторых мусульманских странах он существует и сегодня. Послушники, вступающие в этот орден, изолируются от общества на гораздо больший срок, чем в других братствах. Они проводят в монастыре 1001 день, то есть около 3 лет. Первый год они посвящают служению ближнему, второй – служению Аллаху, а третий – заботе о собственной душе. Молодой дервиш живёт в общине и ведёт жизнь, полную строгих воздержаний, выполняя по приказу старших самые тяжёлые работы.

Однако посвящение даёт ему право участвовать под руководством шейха в церемонии космического танца, называемой «сама». Одетые в белые одежды, символизирующие погребальный саван, в высоком головном уборе из войлока, напоминающем могильный камень, закутанные в длинные чёрные плащи, олицетворяющие могилу, которые они сбрасывают в начале танца в знак освобождения от плотской оболочки для нового рождения, дервиши кружатся вокруг танцующего в центре шейха, как планеты вокруг солнца. Так под звуки флейты и барабана осуществляется высший союз с Аллахом.


В настоящее время Руми признаётся крупнейшим мистиком всех времён. На Востоке считают, что всякий, повторяющий по утрам и вечерам строки поэмы Руми «Маснави», избежит горения в адском пламени, ибо «Маснави», по словам поэта Джами, – это «Коран на персидском языке». Духовное наследие Руми высоко ценится и на Западе. Даже крайне скупой на похвалы Гегель считал его «блистательным».

Через некоторое время дервиши встают, скидывают черные накидки, кланяются:



В накидке остается главный дервиш:



Он выходит по центру площадки. К нему по очереди подходят остальные, кланяются и начинают раскручиваться. Главный идет последним и прекращает кружиться первым:









Ладони повернуты вверх – для того, чтобы получить благословение Неба, а обращены вниз – чтобы передать его на Землю. Наклон головы кружащихся дервишей составляет 25°, что почти равно наклону Земли (23°).



Белые юбки волнами переливаются, завораживая своими плавными волнами:





Лица у дервишей становятся отрешенными, так с закрытыми глазами они кружатся несколько минут, вокруг своей оси и по большому кругу, как планеты:





Потом идет короткий перерыв: останавливается главный дервиш. Потом останавливается другой, кланяется ему, встает рядом. Останавливается третий, тоже кланяется, встает рядом. Так они стоят какое то время, и по новой – раскручиваются по одному и цикл повторяется. Всего действие длится около 15-20 минут.




Это безусловно то, что стоит посмотреть в Стамбуле. Сохранившее истинный налет древности, глубины, красоты, не опопсевшее под натиском туристов. В задушевной беседе с официантом из этого ресторана, я допытывалась у него, настоящие ли это дервиши, или просто переодетые на забаву туристам. Он уверял, что настоящие.

Комментариев нет: